Звоните:
+7 (4242)488-428
E-MAL: info@488428.ru
г. Южно- Сахалинск

 

  Свадьба  

Обряды и традиции на свадьбе

  

Обряды и традиции на свадьбеОбряды и традиции на свадьбе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сватовство — свадебный обряд, при котором получалось предварительное согласие родствеников невесты на свадьбу.

 

Начиналась свадьба с выбора невесты и сватовства. Здесь большую роль играли родители жениха и невесты, но главную — представители со стороны жениха — сваты или женщина-сваха. Также эту роль могли выполнять родители жениха или родственники-мужчины. Когда сваха приходила в дом невесты, то обязательно должна была сесть под «матицу», несущую часть потолочного перекрытия, соединяющую две половины избы. В этом ритуале более всего прослеживается идея купли-продажи невесты, о чем свидетельствовали соответствующие приговорки: «У вас товар, у нас купец» или «хозяюшка, хозяин, я к вам с купцом, удалым молодцом, есть ли у вас живой товар, продайте?!».

 

Часто после сватовства следовали смотрины хозяйства жениха, особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобития.

 

 

2. Смотри́ны — свадебный обряд, при котором сваха/(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки. Смотрины устраивались после сватовства, перед рукобитьем.

 

Также под смотринами можно понимать — смотрины хозяйства жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобитья.

Смотрины проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях, в театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг — по обычаю, «запутывали дело». Позже обряд смотрин вобрал в себя Сватовство и Рукобитие и мог поэтому тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого и т. д.

 

3. Рукобитье (сговор, запой, заручины, просватанье, своды) — часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы.

 

После успешного сватовства, дня через 2-3 родители молодых организовывали так называемый «сговор», «запой», «рукобитье». Эта терминология обозначала содержание определенного предсвадебного этапа, характерного для русских на всей территории России. При этом

 

договаривались о сроке свадьбы, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родств жениха), приданом и т. д. Также при рукобитье распределяли свадебные чины В заключении отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной.

 

4.  Вытие — свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его — показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей.

 

5. Девичник — свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы. К невесте приходили ее подружки, которые помогали ей шить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. В это время сюда могли приходить и жених с парнями. Вместе они устраивали «вечерки» за чаем и молодежными играми. Невеста же все время перед свадьбой проводила «в слезах и вытье», «в голошении», что связывалось с ожидающими молодую женщину тяжелым трудом, прощанием с молодой девичьей жизнью. Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы.

 

6.  Выкуп, бранье- свадебный обряд при котором жених забирал невесту из дома.

Невеста перед выкупом прощалась с подругами, с родительским домом. В доме жениха также велась подготовка к бранью. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же.

 

Собственно свадьба начиналась с приезда "свадебного поезда", гостей со стороны жениха на лошадях в дом невесты. Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом Прежде, чем войти в дом, "поезжане" должны были преодолеть ряд препятствий. В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались.

 

7. Венчание — христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни. «Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.»[1]

В более широком, государственно-правовом смысле, вид брака, заключаемый в религиозных институтах. В ряде стран существует наряду с институтом гражданского брака; до начала XX века был единственным видом брака, влекшим за собой юридические последствия, в большинстве

 

стран Европы. В России упразднён в 1918.

Традиционно, бракосочетанию предшествует помолвка — уведомление окружающих о том, что двое собираются вступить в брак и могут оказывать друг другу знаки внимания.

 

8. Свадебный пир — свадебный обряд при котором за едой и питьём с шутками и тостами праздновалась свадьба.

 

Родители невесты часто не присутствовали за свадебным столом в первый день, поэтому у русских был в таких случаях обряд «звать гордых». Это делали ряженые гости с той и с другой стороны. Они шли шумной толпой в дом к родителям невесты, приглашая их за свадебный стол.

 

9. Обряд «хлеб-соль»

Хлебом-солью встречают родители невесты. На рушник (длинное вышитое полотенце) кладут каравай с установленной в центре солонкой. Теща и/или свекровь приветствуют молодых. Текст поздравления: «Поздравляем вас с законным браком, желаем счастья, здоровья, долгой супружеской жизни. Милости просим в наш дом - в ваш дом. Хлеб-соль отведайте, а мы посмотрим, кто в доме хозяином будет». Молодые отламывают или откусывают от каравая. Считается, что кто больше откусил (отломал) – тот и будет в доме хозяином. Обряд гласит и является знаком того, что с этого момента молодые будут частью (крохами) одного хлеба.

 

10. Обряд осыпания новобрачных

Кидают вслед новобрачным пшено, зерна, конфеты, хмель, монеты как символ зажиточной жизни.

 

В зависимости от организации торжества осыпание новобрачных может происходить после выкупа невесты (разумнее проводить данный обряд на улице) или, что более логичней, после ЗАГСа.


Вслед новобрачным кидают пшено, зерна различных злаковых растений, конфеты, хмель, монетки, лепестки цветов, как символ богатой и счастливой жизни.

 


Просмотров: 6198    Вопросов (0)  
Новости по теме:
  • 3 сентября- Свадьба в стиле "Чикаго 20-х"
  • Выездная регистрация брака
  • ВСЁ для ТВОЕЙ свадьбы!
  • Вcтреча рассвета (11-й класс) и Выездные вечеринки Тимбилдинг ( 9-й кл)
  • Организация мальчишника и девичника.